Monday 2 September 2013

Партии скачек и цирка...



Современные политические партии, как и многие другие явления правовой и политической жизни современного общества, берут своё начало в Римской империи. Средства массовой информации привлекают к себе широкие массы различными видами развлечений, а затем начинаю открыто или тайком навязывать своей аудитории те или иные политические взгляды и пристрастия.

Под воздействием скрытой или явной политической пропаганды, собравшиеся на зрелище (на стадионе, перед телевизором или экраном компьютера) люди постепенно группируются в соответствии с пристрастиями и взглядами, которые формируются в результате общения и потребления информации, не имеющей ничего общего с собственно развлекательной программой. Публичный «перформанс» использовался политическими лидерами в качестве приманки, чтобы вовлечь наиболее широкие массы граждан в политическую игру и переманить их на свою сторону.

В результате, наши зрители и болельщики не успевают оглянуться, как готовы участвовать или уже участвуют в каких-нибудь политических собраниях, митингах или массовых протестах. В наше время нередки случаи, когда та или иная общественная организация, придерживающаяся крайних (экстремистских) политических взглядов, в своё время начиналась с отдельного фан-клуба спортивных болельщиков. В Византийской империи формирование партий происходило, примерно, по такой же схеме.

Византийские авторы, воспринимавшие все явления общественной жизни, связанные с театром, цирком и ипподромом, как нечто в высшей степени обыденное и привычное, не оставили ясного и полного описания того, как организации и компании, связанные с подготовкой и проведением игр и скачек, постепенно трансформировались из спортивных в политические объединения.

К IV веку организация игр в Византийской империи была отобрана у частных лиц и стала прерогативой императоров, как и гладиаторские бои. В провинциях, где император сам не мог организовать игры, празднества устраивались от имени императора. Именно император, прямо или косвенно, таким образом устанавливал связь с народом и давал народу возможность обратной связи. Так скачки были превращены императорской властью в арену публичной политической дискуссии. Ипподром стал для императора и его знати средством массовой коммуникации и политического диалога, демократическим инструментом политической борьбы.

Вместо старых коммерческих организаций, включающих, помимо собственно наездников, большое количество обслуживающего персонала, в обязанность которого входило надзирать и тренировать команды, были назначены новые, которые назывались факции (factionarius). Впоследствии факции легли в основу организационной структуры компаний, занимавшихся устройством игр.

Отдельные компании, бравшие подряды на устройство игр (каждая из них имела свои собственные кассы, зверинцы, постоянные штаты возниц, актёров и т.д.), назывались димами (dimi) и внешне различались по условным цветам одежды цирковых возниц как венеты (голубые), прасины (зелёные), левки (белые) и русии (красные). В основе димов, скорее всего, лежал капитал, принадлежавший представителям высших слоёв византийского общества, в том числе муниципальной аристократии, военным чиновникам и купцам.

На ипподроме димы постепенно приобрели черты народных организаций, вокруг которых, сообразно своим симпатиям, объединялись единомышленники из числа рядовых граждан. Постепенно димы превратились в своеобразные политические партии, способные самостоятельно решать как гражданские, так и военно-политические вопросы повседневной жизни на местах. В расширенном составе димы трансформировались в сложно структурированные самоуправляющиеся организации с постоянно расширяющимся спектром функций.

Существовали две наиболее многочисленные и влиятельные партии, конкуренция между которыми, традиционно начавшись на ипподроме, постепенно стала глубже отражать социально-политические различия, которыми характеризовались их приверженцы. Это были партии венетов и прасинов.

Партия венетов была связана с потомственной земледельческой и муниципальной аристократией, и военно-чиновной знатью, а праксины – с торгово-ростовщическим классом и промышленниками, которые к V веку быстро набирали силу и политический вес в Римской Империи.
Социально-экономическая разница между представителями этих двух наиболее могущественных классов, привела к тому, что сферы влияния партий ипподрома в Константинополе и других городах империи были связаны с территориальным (по кварталам) и имущественным разделением византийского общества.

Помимо имущественного и территориального разделения, существовали также различия в религиозных предпочтениях. Однако, границы этих предпочтений не были чётко разделены и первоначально не имели решающего значения при формировании димов. Своим появлением димы обязаны, прежде всего, той публичной информационно-пропагандистской борьбе, которая развёртывалась в местах общественных собраний (цирк, театр, ипподром) между представителями родовитой муниципальной аристократии и новой военно-чиновной знатью. В ходе этих собраний полемическим путём, в том числе в форме «эвфимии» (непрямой коммуникации), «просьбы», пожелания или порицания, каждая сторона пыталась публично привлечь на свою сторону народные массы.

В ранней Византийской империи народ считался одной из важнейших общественных сил наряду с сенатом и армией. Поэтому рядовые граждане имели возможность принимать участие в разрешении важнейших политических вопросов. Публичная форма политической борьбы была конституционной нормой и обычным явлением в общественной жизни Византии. Ипподром играл роль информационного и коммуникационного хаба, посредством которого, политические оппоненты выясняли отношения примерно в том же духе, как сегодня это делают современные политики, используя в качестве связующего звена средства массовой информации (газеты, радио, телевидение).

Ипподром был своего рода универсальным информационно-развлекательным средством привлечения народных масс к активному участию в политической и общественной жизни Византийского общества. Через ипподрома и скачи народ общался с императором, а основные субъекты общественно-политических отношений формировали ряды своих единомышленников.

Социальные изменения IV века привели к обострению политической борьбы, в том числе на ипподроме. Родовитая муниципальная аристократия, являвшаяся одновременно и культурной элитой общества, постепенно оттеснялась на второй план новой военно-чиновной знатью, а также представителями торгово-ростовщического капитала и промышленной элиты. Борьба между этими группировками нередко принимала острые формы.

Практиковался подкуп «клакёров», которые при огромном стечении народа выкрикивали те или иные требования политического характера, порицания или восхваления в адрес должностных лиц. Как правило, подобные возгласы готовились заранее и облекались в краткие ритмические фразы, которые легко можно было подхватить и которые народ действительно подхватывал, если он одобрял их.

Для регулирования этого вида политической борьбы император Константин Великий в 331 году издал эдикт об аккламациях, допускающий возможность прославлять справедливых и осуждать несправедливых правителей с тем, чтобы император мог им воздать по заслугам. С другой стороны, на префектов претория возлагалась обязанность контролировать, чтобы эти восклицания не были инспирированными возгласами клиентов. Принятый в 426 году закон предоставил постоянным жителям города право участия в общественно политической жизни, реализовавшееся в борьбе партий (димов).

В V веке антагонизм между муниципальной и военно-чиновной знатью теряет свою остроту, поскольку служилая знать и родовитая аристократия сливаются в один слой. На первый план выходят противоречия между аристократией и торгово-ростовщической верхушкой, проявляющиеся в экономической, политической и религиозной плоскостях. Также существовала оппозиция центральному правительству со стороны провинциальных крупных собственников, вызванная административным и налоговым давлением со стороны Константинополя.

Постепенно в крупных и малых городах возрастает роль церковных объединений и торгово-ремесленных корпораций, начинается ускоренное разложение полисных политических форм и развитие аккламаций. Политическая борьба принимает формы борьбы «цирковых партий» и за «чистоту веры».

В VI-VII веках использование партий в политической борьбе стало более распространённым. Хотя имеющиеся экономические противоречия касались в основном руководства партий, явления и процессы, которые были с ними связаны, затрагивали и городские низы. Совершенствуется и усложняется структура партий, увеличивается численный состав димов. Так в конце VI века впервые упоминается должности димарха и димократа, что может свидетельствовать о дальнейшем организационном оформлении партий ипподрома.

С начала VII века димарх представлял политическую часть димов, пользовался правом протеста и имел на руках списки демотов. Каждый из руководителей основных димов также представлял и соответствующую часть младших димов — димократы и димархи венетов выполняли соответствующую функцию для дима левков, а прасинов для русиев. Димократ стоял во главе партии, возглавляя её военную часть. Димократы назначались из высших военных чинов.

В правление Юстина I (518 – 527) произошло выделение наиболее активной части партий, так называемых стасиотов (греч. στασιώται). Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории» рассказывает, что император Юстиниан (527 – 565), открыто принял сторону одной из двух ведущих партий – венетов – и всячески поощрял и защищал их, чем вызвал значительные изменения в традиционном укладе политической жизни империи. Активисты (стасиоты) из числа венетов ввели новую моду в причёсках и одежде, стали открыто нарушать общественный порядок, нападать, как в ночное, так и дневное время, на прохожих, заниматься грабежами и убийствами. Пользуясь безнаказанностью, воинственно настроенные представители партии венетов не боялись суда, так как судьи, опасаясь за свою жизнь, выносили решения по указке. Венеты также практиковали различные виды вымогательства, в том числе, заставляли заимодавцев по страхом физической расправы возвращать долговые расписки.  

Активизация партийной жизни использовалась Юстинианом и последующими правителями в целях более оперативного управления военными и политическими процессами в империи, а также в целях создания общественно-политических условий, необходимых для быстрого и эффективного изыскания дополнительных финансовых средств, направляемых на реализацию различных внутриполитических реформ и внешнеполитических проектов. Численный рост партий и активизация их воинственно настроенной верхушки приводила к побочным явлениям в виде роста социальной нестабильности и частичного перевода политической борьбы из конституционных форм в форму вооружённого противостояния между димами.

К середине VI века относится большое количество сообщений о волнениях димов. В 547 и 549 годах произошли крупные столкновения между венетами и прасинами, а в голодном 556 году обе фракции требовали у императора хлеба. Активность партий была высока и после смерти Юстиниана. К началу VIII века политическая роль димов постепенно уменьшалась. В конце IX века партии окончательно утратили свою роль после того, как императоры переехали из главной резиденции (Большого дворца) во Влахерны и скачки утратили размах. Как только ипподром потерял свою роль средства вовлечения широких масс в политическую жизнь византийского общества, значение димов как демократического инструмента политической борьбы постепенно сошло на нет.

Одним из признаком упадка партий считается также окончательное завершение деления димов на военную и гражданскую части. Димы имели постоянно возрастающую военную функцию, формируя в моменты критических ситуаций вооружённые отряды. Основой подобных отрядов, создававшихся для охраны городов, являлись стасиоты (букелларии). Стасиоты часто использовались для охраны Константинополя, а также были личными телохранителями частных лиц — полководцев, сенаторов. Это были лучшие солдаты своего времени. Буккеларии были великолепно подготовлены и вооружены, умели биться пешими и верхом, в строю и в одиночку. Они были частными аналогами имперской гвардии. После смерти Юстиниана букелларии и другие гвардейские части были переведены в регулярную армию.
 
 
 
 
 

No comments:

Post a Comment